История морских круизов

Круизные компании принято делить на три класса: «Стандарт», «Премиум» и «Люкс». Между классом «Премиум» и «Люкс» выделяется подкласс «upper-премиум», но разницу между двумя верхними классами подчас нелегко заметить даже искушенному круизеру. Особняком стоят компании, предлагающие круизы на яхтах: тут грань между круизом и путешествием на собственном паруснике почти стирается.

В мире существует более 60 круизных линий, причем добрая половина относится к классам «премиум» и «люкс». Практически все круизные линии класса «стандарт» и «премиум» входят в состав одного из трех крупнейших круизных холдингов: Royal Caribbean Cruise Lines (США), Carnival Corporation & PLC (США), Star Cruises (Китай). Круизные компании класса «upper-премиум» и «люкс», как правило, независимы.


НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ КРУИЗНЫЕ КОМПАНИИ

Класс «стандарт»: Royal Caribbean Int., Costa Cruises, Norwegian Cruise Line, MSC Cruises, Disney Cruise Line, Carnival Cruises;

Класс «премиум»: Celebrity Cruises, Princess Cruises, Holland America Line;

Класс «upper-премиум»: Oceania Cruises, Azamara Club Cruises, Cunard Line;

Класс «люкс»: Regent Seven Seas Cruises, Silversea Cruises, Crystal Cruises;

Парусники и мега-яхты: Seabourn, Star Clippers, Compagnie du Ponant, Windstar Cruises;


Главными отличительными признаками круизов класса «люкс» являются индивидуальность и персонализация сервиса. Каждая круизная линия имеет свое «лицо», и устойчивый круг клиентов. Круиз класса «люкс» подобен игре в гольф, где главное - не выигрыш и даже не участие, а партнеры. Действительно, возможность живого общения за одним столом с людьми, определяющими, каждый в своей области, судьбы этого мира - нельзя переоценить.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОРСКИХ КРУИЗОВ

История морских круизов началась с коротких увеселительных прогулок на арендованных для этой цели небольших парусниках, а первыми круизами в современном понимании стали начавшиеся в 1835 году прогулочные рейсы между Британией и Ирландией, организованные тремя ирландскими моряками. К 1844 году эта компания получила имя P&O, под которым известна и до сих пор как старейшая в мире круизная линия, и открыла регулярное круизное сообщение из Саутгемптона в Афины, Мальту и Гибралтар.

В те времена подобное путешествие мог позволить себе далеко не каждый – и это несмотря на весьма спартанские условия жизни на судне: основным назначением трансатлантических пассажирских рейсов было перемещение в страны Нового Света огромного количества мигрантов, и конструкция кораблей не предполагала никаких излишеств. О каком комфорте можно говорить, если плавание продолжалось от 30 до 100 суток, а об отоплении в каютах тогда и не помышляли?

Впрочем, все познается в сравнении: еще в 1860 г английским торговым судам официально разрешалось в одном направлении везти пассажиров, а на обратном пути в тех же помещениях — скот; для пассажиров I и II классов, вывешивались такие объявления: «Не бросать мелочь или еду пассажирам III класса, чтобы не вызывать беспорядки и сутолоку».


Вот как описывает свое круизное плавание в 1842 г Чарльз Диккенс: «В час звонит колокол, и вниз спускается стюардесса, неся дымящееся блюдо жареного картофеля и другое — с печеными яблоками; она приносит также студень, ветчину и солонину или окутанное паром блюдо с целой горой превосходно приготовленного горячего мяса. Мы набрасываемся на эти лакомства; едим, как можно больше (у нас теперь отличный аппетит), и как можно дольше задерживаемся за столом. Если в печке загорится огонь (а иногда он загорается), — все мы приходим в наилучшее настроение. Если же нет, — начинаем жаловаться друг другу на холод, потираем руки, кутаемся в пальто и накидки и до обеда снова укладываемся подремать, поговорить или почитать (опять-таки, если достаточно светло)».

Однако со временем конкуренция между пассажирскими линиями росла, а вместе с нею росли запросы путешественников.

Именно благодаря нежеланию состоятельных пассажиров почти на месяц отказываться от привычного образа жизни, пароходы начали соревноваться друг с другом в скорости, а на борту, вместо живых коров, обеспечивающих пассажиров свежим молоком, появились последние достижения прогресса: электричество, водопровод и паровое отопление. С 70-х годов XIX века пассажирские суда на атлантических линиях начинают превращаться в роскошные плавучие отели. Каюты I и II классов с непривычно широкими иллюминаторами, танцевальные залы и курительные салоны перемещаются ближе к центру судна - на отдельную палубу, где выделяется также специальное место для прогулок и занятий спортом.


В 1870 году на судах «Абиссиния» и «Алджирия» впервые появились отдельные ванные комнаты, а оснащение парохода «Галлия», спущенного на воду в 1879 году, явилось предвестником расточительной роскоши будущего. Его салон был выполнен в японском стиле: стены отделаны панелями, покрытыми яшмово-красным лаком, на которых золотом и пастельными красками были нарисованы птицы и цветы; в центре курительного салона был даже оборудован фонтан. В 1880 году на пароходе «Сити оф Берлин» компании «Инмэн лайн» впервые зажглись электрические лампочки. На судах имелись роскошные каюты-люкс, танцевальные залы в зеркалах, концертные залы с дорогими роялями, спортивные залы, бассейны, игорные залы, салоны красоты, библиотеки.


История морских круизов

На рубеже веков судовладельцы поняли, что в сезон зимних атлантических штормов можно отправлять рейсовые пассажирские лайнеры в долгие увеселительные плавания в южных широтах. Благодаря этой практике лайнеры становятся гармоничным сочетанием инженерного гения и множества видов изящных искусств - от архитектуры до кулинарии. До постройки первого настоящего круизного лайнера оставалось сделать лишь один шаг…

Жилые помещения своим комфортом превосходили все, что до сих пор было известно на трансатлантических линиях. Двухэтажная столовая I класса была рассчитана на 500 человек и оформлена в стиле Людовика XVI, так же были отделаны и салоны. Площадь большого салона составляла 330 квадратных метров, его стены были украшены красным деревом, в нем были оборудованы два мраморных камина; площадь курительного салона составляла 260 квадратных метров, а читального зала — 210 квадратных метров.


«Мавритания» компании «Кунард». Судно обладало «Голубой лентой Атлантики» с 1907 по 1929 год. На судне имелись даже два сверхроскошных помещения — королевские апартаменты. При каждом столовая, салон, две спальни, ванная, туалеты и комнаты для прислуги. Помещения II класса почти не отличались от помещений I класса. И здесь в распоряжении пассажиров были столовая, курительный сал